Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи:

  1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.
     

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

  1. Однокоренные слова.
     

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.

  1. Синонимы.
     

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

  1. Антонимы.
     

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

  1. Описательные обороты.
     

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения.
     

А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.

  1. Указательные местоимения (такой, тот, этот)
     

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.

  1. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
     

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.

  1. Союзы (обычно сочинительные)
     

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.

  1. Частицы
  2. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
     

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

  1. Единство видовременных форм глаголов- использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
     

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.

  1. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
     

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.

  1. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
     

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.

Задание 25 продолжает серию заданий, связанных с приведенным текстом. За него также можно получить один первичный балл. Для этого нужно хорошо разбираться в средствах, придающих тексту смысловую и языковую целостность – союзах, синтаксических конструкциях, местоимениях всех разрядов, повторах морфологических форм. В задании требуется найти среди предложений такие, которые связаны определенным образом. Помочь в этом может приведенная ниже теория.

Теория к заданию №25 ЕГЭ по русскому языку

В таблице приведены средства связи с пояснениями - изучаем!

Средство связи

Пояснение или примеры

Лексические повторы

Повторение одного и того же слова в двух предложениях:

Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу.

Синонимы

Слова, имеющие одинаковое значение – красивый, прекрасный

Контекстные синонимы

Слова, близкие по смыслу только в данном тексте - Петя вышел из дома и пошел к своему другу. После этого юноша отправился на набережную. (синонимы – Петя, юноша)

Описательные обороты

Слова, характеризующие признаки предмета – Рядом с домом был парк. Зеленый остров среди машин и улиц был настоящим спасением для горожан в жаркий день.

Антонимы

Противоположные по смыслу слова – хороший, плохой

Однокоренные слова

Слова, имеющие один корень, но различающиеся другими морфемами – Лето – жаркое время. Поэтому летом многие люди стараются больше бывать на природе.

Формы одного и того же слова

Разные падежные формы одного слова – Небо было усеяно звездами. Такие звезды можно увидеть не так часто.

Частицы

Все были в восторге от концерта. Только Павлу, у которого болела голова, не очень понравилось.

Синтаксический параллелизм

Одинаковый порядок слов и оформление предложений – Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев)

Парцелляция

Выделение какой-либо части из предложения и оформления ее отдельно - Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. ( Д. Лихачев)

Неполные предложения

Знаете, о чем мы беседовали? О книгах, музыке, картинах.

Вводные слова

Что нужно для успешного выступления на сцене? Во-первых, уверенность в себе.

Личные местоимения

Я, ты, он, она, мы, вы, они

Возвратные местоимения

Себя

Притяжательные местоимения

Мой, твой, его, ее, их, наш, ваш, свой

Указательные местоимения

Это, то, этот, тот, такой, таков, столько

Определительные местоимения

Весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам

Неопределенные местоимения

Некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь

Отрицательные местоимения

Никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

Относительные местоимения

Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Вопросительные местоимения

Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Алгоритм выполнения задания

Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.

Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте.

Записываем правильный ответ.