Паронимы и их лексическая сочетаемость
Цель задания №5 – проверить знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл.
Теория к заданию №5 ЕГЭ по русскому языку
Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, в котором даются примеры их употребления; для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. Например, рассмотрим пару «невежа – невежда». Первое слово обозначает невоспитанного человека, а второе – малообразованного.
Составим предложения:
- Тот мужчина грубит и вообще ведет себя как невежа.
- Я считаю себя абсолютным невеждой в области геометрии.
Как видно, значения этих слов абсолютно разные. При возникновении сложностей в выполнении задания, которое заключается в нахождении неверно употребленного паронима, можно попробовать подобрать к нему синонимы.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем каждое предложение.
- Подбираем к выделенному слову синонимы, антонимы и делаем вывод, верно ли оно употреблено в предложении.
- Записываем слово, употребленное неверно.