Правописание гласных в корне слова

 

Девятое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

 

Теория к заданию №9 ЕГЭ по русскому языку

 

проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

 

безударная чередующаяся гласная

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

 

ТАБЛИЦА

 

непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

 

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция

Б багаж, бойкот

В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет

Г габариты, гарнизон, горизонт

Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально

И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция

К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий

Л лелеять

М меридиан, меценат, мотивация

Н наваждение, ностальгия

О оригинальный

П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал

Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать

С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет

У утрамбовать

Ф факультет, филармония, фестиваль

Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать

Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

 

Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).

Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.

Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.